Правильная регулировка карбюратора бензопилы – залог долговечности
Бензопила на дачном участке становится все более востребованным инструментом. Распилка дров, обрезка плодовых деревьев, строительные работы – ее поле деятельности. Причина поломки зачастую кроется в элементарной разрегулировки основного агрегата – карбюратора, когда достаточно нескольких движений винтами (при наличии необходимых знаний и навыков) и пила заработает. Дилетантское вмешательство, возможно, и не избавит от последующего посещения специалистов, но позволит разрешить конкретную ситуацию.
Оптимальные условия работы карбюратора
Схема работы карбюраторов, служащих для смешивания топлива с воздухом, всеми производителями используется едина. Отличаются агрегаты лишь конструктивно.
Основным его элементом является специальная аэродинамическая трубка с сужающейся частью – диффузором, в котором происходит ускорение воздушного потока.
Поперек нее располагается дроссельная заслонка, изменение положения которой позволяет регулировать подачу топливно-воздушной смеси в цилиндр.
Поплавковая камера, предназначена для поддержания определенного уровня топлива и подачи его через жиклер в распылитель.
Принцип работы карбюратора основан на использовании разности давлений в бензиновом резервуаре, которое близко к атмосферному, и значительно разряженным пространством за диффузором. Открытие заслонки усиливает поток воздуха и уменьшает его плотность, что способствует всасыванию большего количества горючего и увеличению оборотов двигателя.
Правильная настройка карбюратора позволяет поддерживать оптимальный, рассчитанный производителем для конкретного двигателя состав топливно-воздушной смеси. Любое его изменение в ту или иную сторону ведет к сбою в работе инструмента.
Признаки разрегулировки карбюратора:
- Бензопила с трудом запускается и сразу же глохнет. Причина – недостаток топлива в составе (бедная смесь).
- Большой расход горючего, дым в выхлопных газах – верный признак перенасыщенности эмульсии.
- После прогрева на малых оборотах двигатель плохо набирает высокие или глохнет при нажатии на акселератор – выставлены очень низкие обороты малого газа.
Регулировка основного агрегата
Регулировка карбюраторов бензопил большинства производителей осуществляется при помощи трех винтов: “L” – позволяет изменять обороты малого газа за счет подачи топлива, “H” – настраивает качество топливно-воздушной смеси, от которого зависят высокие обороты, и третий “T” – изменяет положение дроссельной заслонки и необходим для установки оборотов холостого хода.
Последний обозначается и другими буквами. Так, на немецких “Штиль” и японских “Макита” он идет под литерой “S”, а на шведской “Партнер” – “LA”.
Поворот регулировочных винтов по часовой стрелке увеличивает число оборотов двигателя в минуту, против – уменьшает (за исключением “Штиль” и “Партнер”, где результат от их вращения обратный).
Подготовка к настройке
Прежде чем приступить к регулировке, необходимо провести некоторые подготовительные работы:
- В целях безопасности установить пилу на ровной поверхности, цепью от себя.
- Открыть крышку воздушного фильтра и при необходимости очистить – его состояние значительно влияет на качество смеси.
- Используя карб очиститель или растворитель, смыть нагар на двигателе.
- Убедиться, что залитая в бак бензинно-масляная смесь, соответствует указанным в инструкции пропорциям.
- Найти в руководстве по эксплуатации инструмента информацию по положению регулировочных винтов для первичной настройки, так как их изначально неправильная установка ведет к поломке двигателя.
Непосредственная регулировка
Она проводится в два этапа. Первичная, базовая делается на холодный выключенный двигатель. Вначале винты “L” и “H” плавно, без приложения усилий, вкручиваются по часовой стрелке до упора, а затем выкручиваются в обратную сторону на установленное инструкцией количество оборотов. На изделиях большей части производителей, включая шведские марки “Хускварна”, “Партнер” и брендовой китайской “Карвер”, это – 1,5 витка. Запустить двигатель и прогреть в течение 10 минут, установив средние обороты.
Последующая регулировка начинается с установки холостого хода при помощи винта, обозначенного литерой “T”, “S” или “LA”. Конструктивной особенностью бензопил российского производства марок “Урал 2 Электрон” и “Дружба” является то, что этот винт у них расположен на рукоятке, под гашеткой акселератора.
Постепенно увеличивая обороты, необходимо добиться равномерной работы двигателя и если началось движение цепи, их уменьшают, пока она не остановится.
Следующей идет настройка малого газа. Плавно увеличивая его винтом “L” установить максимум и затем оптимизировать, уменьшив на 14 витка. Удобнее и грамотнее делать это с использованием тахометра, выставляя определенные руководством по эксплуатации обороты. Но вещь эта дорогостоящая и не каждый в состоянии ее себе позволить. Поэтому большинству пользователей приходится уповать на свой музыкальный слух, а при отсутствии такового на визуальные признаки (дым из выхлопной трубы) или повышенную вибрацию.
В заключение нужно отрегулировать максимальные обороты. В их недостатке можно убедиться в процессе практического применения пилы – по затрудненности распила. Повысить их можно регулятором качества смеси “H”. Для этого нажатием на акселератор достигается текущая высота и затем поворотом винта – возможный предел. Для исключения повреждений инструмента удерживать его на таком режиме можно не более 3 сек. Потом, отворотом на 14 оборота, устанавливается оптимальный максимум.
Завершаться каждая настройка должна “перегазовкой” во всем диапазоне работы двигателя, в ходе которой по выхлопу определяется состав топливно-воздушной смеси (наличие сизого дыма указывает, что она богатая, треск в трубе – бедная), который нужно сразу корректировать. Окончательным тестом на готовность пилы к работе должен стать своевременный и устойчивый набор оборотов двигателем при нажатии на акселератор. Инструмент должен работать ровно, без сбоев.
Самостоятельная регулировка бензопилы неопытным пользователем не всегда корректна и при продолжительной эксплуатации способна вывести ее из строя, поэтому в кратчайшие сроки эта настройка должна быть уточнена сертифицированным специалистом.
Особенности настройки инструмента различных фирм
Большинство производителей сопровождают свои бензопилы подробными инструкциями по регулировке карбюраторов и несложному ремонту, обеспечивают доступ к винтам настройки обычными отвертками, но вот шведская фирма “Хускварна” старается максимально ограничить свои изделия от дилетантского вмешательства пользователей, поскольку даже на головках регуляторов они сделали насечки, доступные только для специального инструмента.
Поэтому тем, кто хочет заниматься доводкой самостоятельно или у кого ограничен доступ к специализированному сервису, должны обзавестись спецотвертками. Исключение составляет последняя модель “Хускварна 236”, на которой установлен карбюратор, разработанный по самым высоким технологиям и постороннее вмешательство в его работу противопоказано.
Свои особенности имеет регулировка изделий японского производителя “Макита”. Заводские настройки их карбюраторов проводятся при определенных температуре и атмосферном давлении, поэтому инструкции по эксплуатации категорически запрещают пользоваться винтами “L” и “H”. Необходимые изменения можно вносить только дозатором оборотов холостого хода “S”.
На пилах марок “Штиль” и “Партнер” установлены одинаковые карбюраторы, на которых регуляторы “L” и “H” изменяют подачу воздуха, поэтому результат от их поворота обратный: закручивание ведет к уменьшению подачи топлива, а выкручивание – к увеличению.
Наиболее плохо поддающиеся регулировки агрегаты китайского производства. Чтобы их настроить, требуется значительно больше времени, чем для изделий других фирм.
Самые неприхотливые и легко настраиваемые бензопилы российского производства марок “Урал” и “Дружба”. Они рассчитаны на работу в суровых климатических условиях, вдали от сервисных центров, поэтому с их регулировкой справится любой пользователь даже на слух.
При наличии некоторых навыков провести своими руками регулировку карбюратора, которая обеспечит запуск двигателя и в какой-то степени устойчивую его работу, не сложно, но только в специальных ремонтных подразделениях, использующих профессиональные средства, можно достичь установки оптимальных условий функционирования агрегатов и продлить срок их эксплуатации.