Мы вряд ли ошибёмся, если скажем, что отношение человека к лошади всегда было особенным, не похожим на отношение к другим животным. Несмотря на то, что лошадь одомашнили сравнительно поздно – шестой по счёту среди других животных, – её роль и значение сложно переоценить. Большинство народов мира когда-то были кочевниками, пусть даже вынужденно и непродолжительное время, так что она быстро стала незаменимым спутником в их нелёгкой переселенческой жизни. Ею гордились, её холили и лелеяли, а туркмены даже вели устные родословные своих лошадей, которые передавались от отца к сыну.
Казалось бы, в XXI столетии по мере развития общества потребность в конях должна была исчезнуть. Но действительность полна парадоксов: достижения цивилизации до сих пор проникли далеко не во все уголки земного шара, да и в развитых странах до сих пор есть сферы деятельности (например, пастушество больших стад или гуртовщичество), в которых обойтись без лошади практически невозможно. Никуда не исчезла и индустрия развлечений – конный спорт, туризм и цирк популярны сегодня так же, как и раньше. Не меньшей популярностью пользуются и традиционные конные состязания как часть общей национальной культуры. Что же касается России с её проблемой транспортного сообщения, то даже в центральных областях, где социальная инфраструктура более развита в силу сложившихся исторических обстоятельств, есть местности, куда можно добраться только на старой доброй лошадке. Свою роль в её «воскрешении» в статусе значимого элемента в жизни человека играет и всемирный кризис – цены на топливо автоматически делают его не всегда доступным широким массам населения, а это, в свою очередь, заставляет вспомнить о давно забытых средствах передвижения.
Для городских же жителей увлечение лошадьми зачастую служит способом релакса, отвлечения от суеты мегаполиса и необходимости успеть везде, здесь и сейчас. Так что можно сказать, что современность поставила перед лошадью ещё одну задачу – психотерапевтическую. Известно, что общение с животными благотворно влияет на человека, и такой верный спутник, как лошадь – совсем не исключение.
По состоянию на 1993 год в России насчитывалось около 2 млн. голов лошадей. Много это или мало? Возможно, вопрос надо ставить в несколько иной плоскости: достаточно ли этого количества для обеспечения потребностей российского населения? И здесь стоит признать, что, учитывая неважное положение дел в российском коневодстве, этого количества может быть недостаточно. Традиционные породы всегда нужно поддерживать в чистоте, а в условиях быта это сделать просто невозможно. Если промышленное коневодство не будет востребовано, поддерживать производство в условиях современного рынка станет убыточным делом, а в убыток себе ни одно хозяйство, даже соблюдающее традиции и гордящееся ими, работать не станет. Подобная ситуация имеет весьма печальные перспективы.
Ряд местных пород – кузнецкая, нарымская, печорская, мезенская, обвинская, вятская – находится под угрозой исчезновения не только потому, что ими никто не занимается, но и потому, что в процессе многолетней селекции они оказались поглощены другими, более перспективными видами. Печальна статистика и по таким породам, представлявшим славу и гордость советского коневодства, как владимирский и советский тяжеловозы (каждый из этих видов насчитывает около двух сотен голов), терская, насчитывающая чуть более одной сотни лошадей, и кабардинская – полсотни. Даже знаменитая орловская рысистая порода, «отметившая» в 2011 году 230 лет, переживает сейчас не самые лучшие времена. Конечно, нельзя утверждать, что всё абсолютно плохо – несомненно, есть какие-то отдельные изменения в лучшую сторону, и за это следует благодарить настоящих энтузиастов своего дела, но на фоне общего упадка они почти незаметны. Порой остаётся лишь воспоминание о славных достижениях российского коневодства и вера в то, что рано или поздно всё изменится в лучшую сторону. Не последнюю роль в этом может сыграть информация – как память о том, что было, и ориентир для тех, кто хочет продолжить историю.
Культурные породы лошадей
По разным данным, в мире насчитывается от 250 до 500 конных пород. Некоторые агентства признают цифру в 427. Из этого количества в СССР по состоянию на 1983 год разводили сорок пять пород и породных групп, а в современной же России разводят около трёх десятков отечественных видов и несколько завезённых, причём для племенного развития используется всего лишь 18% лошадей от общего поголовья. Среди наиболее распространённых видов, которыми ещё занимаются конезаводы, можно назвать следующие:
- орловская рысистая.
- русская рысистая.
- русский тяжеловоз.
- советский тяжеловоз.
- чистокровная верховая.
- арабская порода.
- ахалтекинская (или аргамак).
- русская верховая.
- терская.
- буденновская.
Орловская рысистая.
Помимо этого, в немногочисленном количестве встречаются лошади таких пород, как ольденбургская, баварская, французская верховая, теннессийская, кватерхорс, андалузская, тракененская, ганноверская, американская рысистая, першеронская, шетландский пони. Из аборигенных лошадей можно выделить амурскую и якутскую.
Знаменитые рысаки
Любая из перечисленных пород может похвастаться не только внешними данными, всемирным признанием, достижениями на выставках и в области спорта и лучшими своими представителями, но и целым рядом легенд и действительно произошедших случаев, которые окружали её историю. Например, история орловского рысака неразрывно связана с именем графа Алексея Орлова (1737 — 1807).
Алексей Орлов.
Легенда гласит, что прародитель этой породы, жеребец молочно-белого окраса по кличке Сметанка, был подарен графу турецким пашой в числе двенадцати лошадей в знак благодарности за то, что Орлов отпустил на родину пленных турецких моряков, захваченных во время Чесменского морского сражения 1770 года. Действительно, по окончании этой славной битвы русским морякам удалось спасти от взрыва одно из крупнейших судов турецкого флота – 60-ти пушечный линейный корабль «Родос». Более «приземлённая» версия утверждает, что граф просто купил лошадь за сумасшедшие деньги в той же Турции.
Как бы там ни было, но честь появления породы в России принадлежит именно этому человеку. Сметанка прожил в России всего год, однако за это время оставил после себя двух жеребцов – Полкана Первого и Барса Первого. Их поселили на основанном в 1776 году в Воронежской губернии Хреновском конезаводе, и уже их потомки, родившиеся от селекции с арабскими, датскими и голландскими лошадьми, и стали первыми представителями новой породы, которой была суждена всемирная слава. В 1847 году была заведена всероссийская племенная книга, куда сразу же занесли орловских рысаков по данным сделанных заранее записей.
Этот вид разводили очень тщательно, путём отбора лучших представителей и выделения и развития отдельных линий, уделяя большое внимание кормлению и содержанию на пастбищах и приконюшенных дворах. Такой подход способствовал созданию действительно уникальной породы, которая смогла составить достойную конкуренцию лучшим рысакам Европы и Америки. В начале ХХ века орловский рысак по кличке Крепыш был признан самой резвой лошадью Европы, не раз победив в соревнованиях славившихся в те времена рысаков американского происхождения. А в 1974 году жеребец по кличке Пион, «родившийся» на Дубровском конезаводе (Полтавская область, ныне Украина), стал чемпионом породы, установив рекорд пробега дистанции 1600 метров за 2 мин.0,1 сек.
Помимо спорта, представителей этого вида использовали как улучшателей многих видов. На 1980 год в СССР насчитывалось 552 тыс. орловских рысаков, из них 40,7 тыс. являлись чистопородными экземплярами. Сегодня же, к сожалению, статистика не радует. Однако ценное поголовье не исчезло: его поддерживают и пытаются разводить на действующем Хреновском конезаводе, Чесменском Воронежской области, Московском, Пермском и Новотомниковском в Тамбовской области.
Не только орловская порода – гордость советского коневодства, перешедшая по наследству к российскому. Русская рысистая хоть и не имеет столь славную историю, но не менее популярна в кругах спортсменов. Своим появлением на свет она обязана американскому рысистому виду, практически завоевавшему Европу в конце XIX столетия. Русские конезаводчики быстро смекнули, что можно взять от заокеанского феномена, и начали скрещивать орловского рысака с американским, отбирая впоследствии полученное потомство. Результатом стала утверждённая в 1949 году новая порода рысаков, чей представитель, жеребец Властный, в том же 1974 году на дистанции 1600 метров показал результат в 1 мин. 58,7 сек.
Русская рысистая.
По своему экстерьеру русский рысак напоминает орловского, но отличается большей резвостью, доставшейся ему от американского. Мастью он пошёл в своего соотечественника – в породе преобладают гнедые, серые, рыжие и бурые лошади. На 1980 год в СССР было учтено 692 тыс. голов, из них 50,5 тыс. чистопородных. Данными о состоянии породы на сегодняшний день мы, к сожалению, не располагаем, но учитывая вышеупомянутые тенденции, можно предположить, что они также не блестящи. Имеющееся поголовье рассредоточено в Тульской области (Прилепский конезавод), Саратовской (Еланский), Тамбовской (Чувашский и Лавровский), Орловской (Злынский) и Брянской (Локотский).
Незаметные, но так необходимые стране тяжеловозы
Однако не одними спортивными успехами могло похвастаться в своё время коневодство. Насущные потребности советской действительности требовали адекватной реакции, и конезаводы не остались к ним глухи. Именно целями облегчить жизнь глубинки и было продиктовано создание таких тяжелоупряжных пород ,как русский, советский и владимирский тяжеловозы. Их история началась с появления в России во второй половины XIX столетия арденских лошадей, издавна разводимых в Бельгии. Поначалу их разводили в чистоте, а затем начали скрещивать с местными лошадьми упряжного типа. Углублённая селекционная работа привела к созданию вида, превосходившего бельгийских арденов и отличавшегося от всех тяжеловесных европейских видов. В 50-х годах ХХ столетия порода была официально зарегистрирована как «русская тяжеловесная».
Русский тяжеловоз не обладает лёгкостью, быстроногостью и изяществом рысаков, но этого от него никто и не требует. Он ценен другим: выносливостью, подвижностью и достаточной силой для выполнения повседневных тяжёлых работ. На испытаниях эти лошади доставляли максимально допустимый груз весом в 820 кг. на расстояние в два километра (стандартная дистанция для испытаний лошадей тяжеловесных пород) шагом за 14 мин. 21 сек., рысью – за 5 мин. 20,4 сек. Кроме того, они отличаются хорошей плодовитостью, прекрасными приспособительными к любым условиям качествами и зарекомендовали себя как отменные улучшатели даже сибирских аборигенных пород.
Русский тяжеловоз.
На 1980 год в СССР было зарегистрировано 128,8 тыс. голов русского тяжеловоза, из них чистопородных – 8,5 тыс. Стандартная масть породы рыжая, бурая и рыже-чалая. Исторически сложилось так, что во времена Советского Союза самое ценное поголовье было сосредоточено на четырёх конезаводах, два из которых находились в Российской Федерации, один – в Украине и один – в Белоруссии. В настоящее время русскими тяжеловозами занимаются Куединский конный завод Пермской области и некоторые отделения Вологодского, Пермского и Чесменского заводов.
Его «коллега» по категории советский тяжеловоз относительно молод, поскольку получил официальное признание в 1952 году. «Рождение» вида стало ответом на потребность сельского хозяйства в таких лошадях, которых можно было бы использовать в полевых работах на почвах Нечерноземья и при перевозке тяжёлых грузов. С этой целью в хозяйствах Владимирской, Горьковской, Ярославской областей и в Мордовии скрестили породы арден, битюг и першерон с бельгийским брабансоном. Подобные эксперименты начали проводиться ещё до революции, затем их забросили – было не до того, – но после войны возобновили в сочетании с отбором по типу и работоспособности. В итоге получилась очень крупная, с развитыми мускулами и костистыми ногами лошадь весом в 650 кг (жеребцы весят 780). На Всесоюзных соревнованиях советский тяжеловоз установил непревзойдённый пока рекорд для тяжеловесных пород, перевезя груз весом 851 кг. на расстояние два километра за 11 мин. 51,8 сек. шагом. Рысью же это расстояние ему удалось покрыть за 4 мин. 53 сек. Правда, есть сведения о более впечатляющем показателе, который установил жеребец по кличке Форс, перевезя на 35 метров груз весом в 22 тонны 991 кг., но история скромно умалчивает о том, какова его дальнейшая судьба.
Масть советского тяжеловоза рыжая и рыже-чалая. Интересно то, что они, несмотря на свои размеры и вес, обладают высокой молочностью. Также советских тяжеловозов используют для скрещивания в мясном коневодстве, чтобы улучшить скороспелость молодняка и повысить его вес.
На 1980 год в СССР числилось 109,9 тыс. лошадей, из которых чистопородными считались 6,8 тыс. Лучшее поголовье породы сосредоточено на Починковском конезаводе Нижегородской области, в Мордовии, а также на некоторых заводах, занимающихся разведением рысаков.
Было бы несправедливым, говоря о тяжёлых упряжных породах, не упомянуть о владимирском тяжеловозе. Он явился результатом скрещивания шотландских и английских тяжеловозов с аборигенными лошадьми Владимирской и Ивановской областей для тех же целей, что и советский тяжеловоз. В некотором роде они являются конкурентами между собой: именно владимирцу удалось на соревнованиях по перевозке груза рысью поставить рекорд в 4 мин. 34 сек. Четыре жеребца – Гомон, Магнит, Гордость и Курган – в разные годы получали титул «Абсолютный чемпион тяжеловесов Всесоюзных соревнований».
Владимирский тяжеловоз.
Несмотря на столь впечатляющие успехи, численность поголовья этой породы даже в благоприятные для коневодства советские времена составляла всего лишь 36,8 тыс. голов, из которых 2,3 тыс. числилось чистопородными. Возможно, причина в том, что владимирскую породу разводили только два конезавода – Юрьев-Польский (Владимирская область) и Гаврилово-Посадский (Ивановская). Но как бы там ни было, в постсоветской России владимирский тяжеловоз хоть и не исчез, но переживает далеко не лучшие времена.
Верховые породы
История чистокровной верховой породы окутана такой же тайной, как и история орловского рысака. Сначала он появилась в Англии, причём истории его появления одна невероятней другой, а с конца XVIII столетия – в России. В 1793 году была заведена племенная книга, первый том которой (студбук) закрыли сразу после издания, а в следующие тома стали вписывать только тех лошадей, чьи предки записаны в первом томе. Такая традиция сохранялась и в Советском Союзе, и уже по одному этому факту можно судить о том, какое значение придавалось сохранению чистоты данного вида.
Чистокровную верховую породу разводили для участия в скачках, олимпийских видах конного спорта и состязаниях по стипль-чезу (первоначально – скачкам по пересечённой местности до определённого объекта; сегодня так называют скачки на специально оборудованных ипподромах или по соответствующим местностям). И конезаводчики своей цели добились: по резвости лошади этой породы не имеют себе равных. В своё время в СССР были установлены следующие рекорды: двухлетки преодолевали дистанцию в 1200 метров за 1 мин. 11,1 сек., трёхлетки – 2400 метров за 2 мин.27,2 сек., четырёхлетки – 3200 метров за 3 мин. 22 сек. Советские спортсмены, выступая на чистокровных скакунах, неоднократно завоёвывали Кубок социалистических стран, а жеребцы Анилин и Аден, «рождённые» на конезаводе «Восход» (Краснодарский край), четыре раза одерживали победу в скачках на Приз Европы, проходившем в немецком городе Кёльн. Из этих четырёх побед три принадлежат Анилину. Отметилась порода и на XXII Олимпийских играх 1980 года, где советские спортсмены, выступая на лошадях Гепатит, Галзун и Гелиспонт, получили золотые медали в командном зачёте по преодолению препятствий и в троеборье.
Есть достижения у чистокровной верховой породы и в соревнованиях по Большому Пардубицкому стипль-чезу, по своей сложности и тяжести не уступающему самому престижному на планете Ливерпульскому. В 1957-1959 годах три года подряд скачки выигрывал жеребец по кличке Эпиграф (жокеи В. Федин и В. Прахов), в 1960 и 1961 – Грифель (И. Авдеев), в 1962 – Габой (Р. Макаров), а в 1967 – Дрезден (А. Соколов). Затем череда побед для лошадей верховой породы прекратилась, и лишь через двадцать лет, в 1987 году, советскому жокею Н. Хлуденёву удалось выиграть Пардубицкий стипль-чез на жеребце по кличке Эрот.
Помимо скачек, чистокровные верховые лошади принимали участие в совершенствовании и выведении других конских пород. Однако у породы, кроме несомненных достоинств, есть и несколько существенных недостатков – излишне возбудимая нервная система, требовательность к условиям кормления и содержания, – что осложняет её полноценное выращивание. Учитывая эти особенности, в СССР был выведен целый ряд полукровных видов, приспособленных к различным условиям и пригодных для разных целей. Интересно то, что эти породы, к которым относится, в частности, буденновская, невозможно поддерживать без периодического скрещивания с чистокровной верховой лошадью.
Сложность разведения вида косвенно отразилась в статистике: на 1980 год в Советском Союзе было учтено 6240 чистокровных верховых лошадей, что составляло лишь 1% от общего числа мирового поголовья, поэтому их совершенствование велось при постоянном завозе из-за границы племенных представителей. В настоящее время, кроме по-прежнему действующего краснодарского «Восхода», разведением этой породы занимаются Лабинский завод (Краснодарский край), Ставропольский, Кабардинский и Бесланский.
Будет нонсенсом, говоря о разводимых в России лошадях, не упомянуть о знаменитой арабской породе. Ей посвящено немало литературы – как научной, так и художественной, – её воспевали, начиная с раннего средневековья, и что-либо новое сказать о ней уже невозможно. Но эта лошадь настолько завораживает, что о ней ещё будут говорить долго и долго. Если же отвлечься от поэтических восхвалений, то арабская лошадь славится своей развитой мускулатурой, «компактностью», гармоничностью и изысканностью форм. Возможно, свою роль играют в этом некрупные размеры – её высота в холке всего лишь 150 см. Ещё одно ценное качество породы – хорошая дистанционность : в источниках зафиксирован переход арабской лошади под седоком на расстояние 2650 км. за 18 дней. Нетрудно подсчитать, что в среднем за день она проходила 145-146 километров.
В России арабская лошадь появилась давно, но широко её использовать начали лишь с XVIII столетия, при скрещивании с потомками жеребца Сметанки, о котором упоминалось чуть выше. Благодаря арабской породе были выведены такие виды, как ростопчинская, стрелецкая, орловская верховая. Шло разведение и самой арабской породы. В настоящее время её используют не только как породу-улучшитель, но и для частных владений, клубов верховой езды, участия в соревнованиях. Спрос на неё велик, но высокий статус и дороговизна делают её приобретение актом проявления роскоши, который может позволить себе не каждый человек. И даже несмотря на то, что её разводят в России, количество поголовья ограниченно. Ещё в СССР насчитывалось всего лишь 555 чистокровных арабских лошадей, из которых 437 находилось на Терском конном заводе (Ставропольский край). Можно только представить себе, сколько экземпляров осталось сейчас… Однако порода существует, и кроме Терского, ею занимается Хреновский конезавод, находящийся в Воронежской области.
Арабская лошадь .
Как примесь кровь арабского скакуна существует во многих видах и, в частности, в русской верховой породе. Она появилась на свет в начале XIX столетия при скрещивании орловского рысака и ростопчинской породы (в создании обеих, как известно, принимали участие арабские лошади), однако по каким-то причинам не получила такого широкого распространения, как её «родители», и постепенно пришла в упадок. Интерес к ней возродился в СССР, начиная с 50-х годов ХХ века, и в итоге её возродили на Старожиловском конном заводе Рязанской области. Интересно то, что консультировали процесс возрождения сотрудники кафедры коневодства Московской сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева.
Лошадь этой породы наиболее крупная среди всех подобных представительниц – её высота в холке от 164 до 166 см. Она характеризуется нарядным экстерьером – наследие благородной арабской крови, – вороной мастью и высокой спортивной работоспособностью. Последнюю характеристику советские коневоды активно разрабатывали вплоть до распада СССР, стремясь, чтобы спортивные достижения русской верховой породы не уступали достижениям «коллег» из других пород. Им удалось добиться много – русская верховая порода не раз была призёром и победителем крупнейших конных соревнований на первенство континента. Достойно представляла она советский спорт и на Олимпийских играх.
Нам, к сожалению, не удалось найти данных о числе зарегистрированных в СССР лошадей этой породы, однако можно констатировать, что она существует и поныне. Кроме Старожиловского завода, ею занимается ряд хозяйств Самарской, Московской, Смоленской и Рязанской областей.
Не менее достойна упоминания и ахалтекинская порода лошадей (или аргамак)– гордость и жемчужина туркменской нации. Именно ахалтекинцы во многом сформировали облик арабской лошади, столь лелеемой во всём мире. Их неповторимая особенность в том, что туркмены воспитывали каждую лошадь – в силу исторических и географических условий они не могли держать большие табуны, – и это привело к формированию таких породистых признаков, как крайняя неприхотливость и выносливость. Ахалтектнцы способны обходиться без воды дольше, чем лошади любых других пород, могут легко переносить голод и жару +50, при этом их резвость и скорость не уменьшаются. Они – своеобразные рекордсмены по прыжкам: на их счету – прыжок на 8, 72 метра в длину и 2,12 метра в высоту.
Ахалтекинская порода лошадей.
Эти характеристики в немалой степени сформированы экстерьером. Ахалтекинцы имеют плотную сухую конструкцию, малую оброслость, облегчённое телосложение при стандартном для лошади росте в 160 см., длинное туловище. Масть породы отличается цветовым богатством, однако часто встречаются лошади буланой или соловой масти с золотистым или серебристым оттенком. По своему темпераменту они напоминают чистокровных верховых лошадей – таких же холериков. Также для этой породы характерна привязанность к одному хозяину.
Их с огромным удовольствием использовали в различных дисциплинах конного спорта. В 1960 году жеребец Абсент (жокей С. Филатов) стал чемпионом XVII Олимпийских игр, проходивших в Риме, в соревнованиях по программе высшей школы верховой езды. На XVIII Играх, проходивших в Токио, он получил бронзовую медаль. Не менее знаменит и жеребец Полотли 1965 года рождения, дважды становившийся чемпионом ВДНХ в 1973 и 1977 гг. и не раз бравший почётные призы на скачках в Ашхабаде, Пятигорске и Баку.
На 1980 год численность породы составляла 2100 голов, с поместными же – 6650. Разводили её преимущественно в Казахстане, Туркмении и на Кавказе. В наше же время её разведением занимаются главным образом на Ставропольском конезаводе и в некоторых хозяйствах Калмыкии и Дагестана.
Терская порода лошадей – одна из тех, что находятся на грани исчезновения, поскольку цифра, едва превышающая сотню голов, – это критический показатель. Во многом такому упадку способствовало то, что один из её «родителей» – стрелецкая лошадь – была практически полностью уничтожена во время гражданской войны, и если терская порода всё же исчезнет, это будет непоправимым ударом для российского коневодства. А между тем она хоть и не блистает на спортивных соревнованиях мирового уровня (хотя жеребец Цхети получил золотую медаль за выступление в командном зачёте в соревнованиях по троеборью на Московских Олимпийских играх 1980 года), но является отличным улучшателем для пород в горах Азербайджана и Таджикистана и незаменимым членом цирковых трупп. Также часто их использовали в туризме и в детском и юношеском конном спорте.
Терская порода лошадей.
С виду терские лошади напоминают арабских (эта порода и к ней успела приложить свою «руку»), по темпераменту же – лошадей старой стрелецкой породы. Масть терского вида серая. В 1980 году в СССР было учтено 2800 лошадей, из которых 830 было чистопородных. О количестве на сегодняшний день мы уже говорили. Сосредоточено поголовье только на Ставропольском конезаводе и в нескольких хозяйствах.
Наконец, замыкает наш обзор будённовская порода, выведенная на основе чистокровной верховой и утвержденная в 1949 году. Возбудимый и требовательно-капризный темперамент знаменитой родительницы разбавлялся уравновешенным характером донских и черноморских лошадей в конезаводах им. Будённого и им. Первой Конной армии (Ростовская область). В итоге получилась порода с широким спектром применения: её используют как улучшателя местных пород, как рабочую лошадь и как лошадь для экспорта и спорта. На последнем стоит остановиться чуть подробнее и снова вспомнить о Пардубицком стипль-чезе, где будённовская порода участвовала наравне с чистокровной верховой и не посрамила «чести мундира»: в 1964 году победителем скачек стал жеребец-«будённовец» Прибой (жокей В. Горелкин). В 80-х и 90-х годах ХХ столетия «будённовцы» также становились победителями Пардубицкого стипль-чеза, но под сёдлами чехов. Успешно показали себя лошади этого вида и на Московских Олимпийских играх, «привезя» «золото» за выступление в состязаниях по преодолению препятствий в командном зачёте (жеребец Рейс) и «бронзу» в личном первенстве (жеребец Пинцет).
В 1980 году было учтено 9, 9 тыс. чистопородных будённовских лошадей, а вместе с примесями – 49,3 тыс. Сведений о количестве этой породы в настоящее время, к сожалению, нет. Разводят её в южных регионах России – Ростовской области и Ставропольском и Краснодарском крае.
Аборигенные породы лошадей
Будет несправедливым не сказать хотя бы пару слов о сохранившихся русских аборигенных породах. К сожалению, из всего их многообразия, когда-то населявших громадные российские просторы, сейчас можно с уверенностью говорить лишь о двух – об амурской и якутской породах. Лишь они благодаря своей приспосабливаемости к тяжёлым климатическим условиям сохранились в достаточном количестве для того, чтобы говорить о существовании их как породы, а не как отдельных экземпляров. Обе отличаются выносливостью, неприхотливостью, морозостойкостью и имеют свои маленькие скромные достижения: например, амурская лошадь в своё время совершила тяжёлый переход из Сибири в Санкт-Петербург, преодолев более 8 тысяч вёрст, а якутская обладает удивительной способностью питаться травой даже зимой, разгребая копытами снег. Только при длительной непогоде ей нужен небольшой запас сена. Якутскую лошадь содержат для практических целей: убоя на мясо и различных работ в суровом климате северных российских областей. Племенных лошадей разводят в ряде совхозов и в опытном хозяйстве Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства. В 80-х годах ХХ столетия численность якутской породы составила 137,9 тыс. голов, что убедительно свидетельствует о её роли в северном и сибирском быте. Примерно такое же значение имеет для населения Сибири и Дальнего Востока и амурская лошадь.
Заключение
К сожалению, очень многие породы остались за рамками данной статьи. Возможно, мы к ним ещё вернёмся – ведь любая порода лошадей достойна хотя бы пары тёплых слов в свой адрес. Даже если она уже не существует на земле.